Без рубрики

Служение поклонения и молитвы

29 сентября в этом году – начало гражданского нового года по еврейскому календарю, праздник Рош аШана (что в переводе означает «Глава года»). И так совпало, что именно 29 сентября мы решили отпраздновать День рождения нашей церкви, отметить начало очередного нового года жизни нашей общины.

Совпадение по датам этих праздников стало поводом для размышлений о том, что всякое новое начало стоит предварять обращением к Господу, пребывая в молитве, внимательном слушании и поклонении перед Ним, чтобы понять Его совершенную волю для нас и избежать в будущем ошибок своеволия. Именно поэтому 22 сентября, в преддверии Дня рождения церкви, мы устроили особенное служение поклонения и молитвы, обращая внимание на Божьи принципы, описанные в Библии в связи с праздником Рош аШана.

В Писании этот праздник описан как Праздник труб: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание. Никакой работы не работайте и приносите жертву Господу» (Лев.23:23-25). В книге Чисел этот день называется Днем трубного звука (Числ. 29:1). Позже еврейская традиция добавила и другие названия этому празднику: День воспоминания, Судный день, День покрытия грехов и Глава года (Рош аШана).

Хотя Рош аШана – это радостный день, начало нового года, он также открывает десятидневный период размышления, самопроверки, самоанализа и покаяния, примирения с Богом и ближними. Эти десять «дней трепета», как они называются в еврейской традиции, завершаются праздником Йом Киппур, Днем искупления.

Примечательно, что праздник Рош аШана называется в Библии прежде всего днем покоя: «в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание» (Лев.23:24). Более того, 23 глава книги Левит, вся посвященная различным еврейским праздникам, начинается с установления еженедельно отмечать субботу как день покоя: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания. Вот праздники Мои: шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших» (Лев.23:1-3). Принцип субботства, покоя накладывается затем и на все праздники, описанные в 23 главе. Это подчеркивает, насколько важно было для Господа, чтобы народ Израильский посреди житейской суеты находил время прийти к Богу и успокоиться в Нем, очистить свое сердце, вспомнить о Его делах и благословениях.

Интересен также тот факт, что месяц, предшествующий началу еврейского Нового года, называется Элул. Буквально это название означает «уборка дома», что символически указывает на необходимость внутреннего духовного очищения как этапа подготовки к празднованию Божьего искупления.

Во время Рош аШана произносятся специальные молитвы, говорящие о суде, о покаянии и Божьем царствовании. И несомненно, очень волнующим моментом Праздника труб является трубление в шофар, бараний рог. В современных синагогах за время служения шофар звучит 100 раз.

Трубление в шофар на Рош аШана имеет несколько значений, но ключевыми являются, пожалуй, два. Во-первых, звук этого музыкального инструмента используется как средство призыва народа к покаянию. Не случайно при этом, что шофар изготавливают из бараньего рога и делают его не прямым, а согнутым как напоминание о необходимости склониться пред волей Всевышнего Судьи. Во-вторых, звучание шофара напоминает обществу о царствовании Бога над Израилем.

Именно трубными звуками в обычаях разных народов было принято возвещать о коронации монархов, о восшествии правителей на престол. И трубление в шофар на Рош аШана означает, что в этот день народ коронует Всевышнего на царство.

В этот праздник от лица Бога говорятся слова: «Произнеси предо Мной малхи-от (стихи царствования), чтобы сделать Меня Царем над собой». Вне всякого сомнения, наш Господь обладает царственным величием, является Создателем всего творения, Началом всего существующего. Он Царь, Господин и Владыка. Казалось бы, зачем тогда эти слова «Произнеси предо Мной стихи царствования, чтобы сделать Меня Царем над собой»? Неужели наш Бог сомневается в Своем царственном статусе? Конечно, нет. Он не нуждается в самоутверждении, в повышении Своей самооценки за счет наших признаний.

Однако Он не желает, чтобы мы лишь признавали Его владычество в общем, вообще – над всем творением, над всей землей. Он ждет, что мы провозгласим Его Царём персонально в нашей жизни, откроем перед Ним все уголки нашей души и позволим Его воле преобладать над нашей.

Кроме того, Он не желает навязывать нам Свое владычество и быть диктатором в нашей жизни. Он хочет, чтобы мы добровольно избрали Его Своим Царем, сами выбрали любить Его, почитать и подчиняться Ему. Не из-за смирения только, а с доверием, что Его правление в нашей жизни будет по-настоящему великодушным, отеческим и на благо нам.

Митрополит Антоний Сурожский однажды так описал ту разницу в отношениях между нами и Богом, которая, в сравнении с ветхозаветным временем, произошла с приходом Христа: «Есть обращение «Вседержитель», есть «Творец», есть «Промыслитель», есть «Премудрость»; но есть и очень простое имя Иисус, которое я бы назвал «христианским» именем. […] Если мы поймём, какую близость это имя устанавливает между Христом и нами, тогда мы поймём, почему поколения христиан так дорожили этим именем. Скорее всего, не потому, что апостол Павел говорил, что «пред именем Иисусовым преклонится всякое колено» (см. Фил. 2:10), ибо хотя это несомненно верно, не это делает имя тёплым и милым. Слова Павла могли бы относиться к таким обращениям как «Вседержитель», «Господь», но имя Иисус – живое, реальное, личное имя».

Иисус, Сын Человеческий, совершив Своё земное служение, действительно приблизил нас к Богу, преодолев ветхозаветную дистанцию, открыл нам «Вседержителя» как Отца и ввёл в отношения семьи, где так много братьев и сестёр. И в этом смысле Его царственная позиция совершенно отличается от привычной нам земной, а законы правления Небесного Царства, которое Он проповедовал и представлял, — от законов современных государств.

Служение поклонения и молитвы стало для нас замечательной подготовкой к новому циклу жизни церкви. Всем нам время от времени очень важно останавливаться посреди житейской суеты, входить в Божий покой, заглядывать глубоко в свое сердце, наводить там «генеральную уборку» и с любовью провозглашать Господа своим Владыкой, утверждать Его царский титул и достоинство, венчать Его короной и подтверждать Ему свою преданность. Это очень мудро – успокаиваться у ног Творца и познавать Его волю на предстоящее будущее, чтобы входить затем в это «новое» вместе с Его благословением и благоволением.