Христианство, искусство, культура

Каждый из нас ежедневно так или иначе соприкасается с искусством, даже если творческая деятельность не является нашей профессией. Мы слушаем музыку, читаем книги, идем по улице на работу мимо скульптурных сооружений… Искусство «обитает» в музеях и украшает наш быт. Однако допустимо ли — и в какой мере — искусство в церкви? Каково его место в жизни христианина? Когда искусство становится по-настоящему значимым? Может ли оно указать на истину? Должен ли христианин сосредоточиться исключительно на строго «религиозных вещах» и забыть об искусстве и культуре? Эти вопросы волновали не одно поколение христиан по всему миру, ответить на них в своих трактатах пытались еще отцы церкви. Тем не менее, споры по этому поводу не утихают и по сей день. Размышляя о христианском понимании искусства, для начала стоит поговорить о роли искусства вообще.

Искусство во всем его многообразии является высшей формой художественного познания мира. Назначение искусства и культуры не исчерпывается утилитарно-прикладной функцией организации досуга, развлечений, общественных праздников. Уже в 45 году до н.э. в работе Цицерона «Тускуланские трактаты» слово «культура» употребляется в значении образования, развития, воспитания, «возделывания души».

Художественное познание, искусство действительно возделывает душу человека, помогая не просто «плыть по течению» в безграничном информационном потоке современности, но эмоционально откликаться на реалии действительности, видеть контекст происходящих событий, многогранно и многообразно воспринимать окружающий мир, отношения людей друг с другом и самого себя.

Созерцая картину, слушая музыкальное произведение, читая поэтические строки, человек «видит» изображенное художником как бы его (художника) глазами, а значит выходит за рамки своего мировосприятия, привычного и ограниченного собственным сознанием, памятью и опытом. Он «прислушивается» к себе, чтобы понять, какие чувства, переживания вызывает в нем увиденное, услышанное, прочитанное. Человек анализирует свои эмоции и учится размышлять, критически относиться к художественному объекту, соглашаясь или не соглашаясь с его посланием.

Соприкосновение с искусством развивает в человеке доброту, эмпатию, внимательное отношение к собеседнику и его мнению, умение вести диалог. Оно формирует интуитивно-образное мышление, творческое, новаторское отношение к действительности, инициативность, позитивный взгляд на мир, а эти качества помогают легче переносить испытания и находить выход в любых ситуациях. Занятия тем или иным видом искусства развивают наблюдательность, умение обращать внимание на детали; они учат терпению и доведению начатого дела до совершенства.

Способность переживать и передавать эстетическое содержание означает способность увлекаться и увлекать, то есть обладать определенной харизмой. Кроме того, опыт взаимодействия с искусством позволяет скорее и легче преодолевать социальную, религиозную, расовую, национальную и любую другую замкнутость. Все эти качества демонстрируют культуру личности, ее ценности, которые искусство передает из поколения в поколение как нормы эстетики и этические правила.

Искусство и культура позиционируют в качестве главной ценности человека как существо духовно-нравственное;  утверждают человечное, а не просто потребительское отношение к другим людям, к природе; противостоят прагматичному стремлению к комфортности жизни, к удовлетворению все возрастающих потребностей в ущерб духовному развитию личности.

Очевидно, что все это свидетельствует о неоспоримой значимости искусства в жизни человека, в том числе человека верующего. Применительно же к практике религиозного познания крайне важно, что созерцание, восприятие произведений искусства и — тем более — собственно участие в творческом процессе помогают лучше понять Бога как Творца, Его сущность Создателя.

Кроме того, как пишет в своей работе «Актуальность прекрасного» немецкий философ ХХ века Х.-Г. Гадамер, «произведение искусства учит нас погружению в особого рода покой. […] Сущность восприятия времени в искусстве заключается в том, что мы учимся пребывать в покое. […] Каждое произведение искусства обладает своим собственным временем. […] Это касается не только искусств, наделенных временным измерением, — музыки, танца и речи. Посмотрим и на лишенные этого измерения искусства и вспомним, что и картины мы также «переживаем», «читаем», что и архитектурные памятники мы «обходим», «странствуем» по ним. Это тоже временные действия».

Искусство действительно погружает нас в особого рода покой, помогает на какое-то время «успокоиться от дел своих», подняться над суетой обыденности, которая захлестывает нас день за днем и уводит наш взор от небесных просторов, от горних высот, от Того, Кто есть смысл нашего существования. В этом, в частности, заключена важнейшая функция искусства в жизни христианина и церкви — помочь оторваться от земли и воспарить над звездами. Искусство словно позволяет нам соприкоснуться с вечностью. Однако оно никогда не сможет заменить собой саму встречу с вечным Богом. Евангелист Р. Боннке, используя в качестве примера музыку, заключает: «Музыка пробуждает в нас жажду чего-то далекого и великого, давая нам предчувствие этого, но не в состоянии исполнить его. Этой бесконечностью является сам Бог, и на что музыка только намекает, то мы получаем в Его полноте, принимая спасение через Иисуса Христа».

«У музыки лишь одна цель — чтить Бога и освежать душу», — эти слова, которые произнес однажды великий немецкий музыкант Иоганн Себастьян Бах и которые можно смело применить ко всем остальным видам искусства, по сути, отражают две ключевые заповеди Писания: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумение твоим, и всею крепостию твоею — вот первая заповедь! Вторая, подобная ей, — возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет » (Мк. 12:30-31).

Такова миссия искусства, его роль в современном обществе; таково предназначение христианина-творца. И несомненно, «нет произведения искусства более важного, чем сама жизнь христианина, ведь каждый христианин призван быть художником и творцом своей жизни. Пусть у него нет таланта писателя, композитора или певца, но у каждого человека есть дар творчества. Этот дар надо развивать и использовать в повседневной жизни. И в этом смысле жизнь христианина должна быть произведением искусства. Она должна нести правду и красоту в этот потерянный и отчаявшийся мир» (Френсис А. Шеффер).

Творите вместе с Господом!