К сожалению, история взаимоотношений Церкви и еврейского народа полна трагических страниц. Библия ясно говорит нам о том, что Израиль – это избранный Богом народ, однако теология «замещения» отравляла христианскую Церковь на протяжении многих столетий – теология «презрения и превозношения», провозглашавшая, что Бог отверг Свой народ, а избранным духовным Израилем стала Церковь. Христианский антисемитизм стал причиной унижений и жестоких преследований еврейского народа.
Русский философ Николай Бердяев в своей работе «Христианство и антисемитизм» описал это следующим образом: «Евреи распяли Христа… Таково обвинение. Но ведь евреи же первые и признали Христа. Апостолы были евреи, еврейской была первая христианская община. Почему же за это не восхваляют евреев?... Все народы имеют непреодолимую склонность распинать своих пророков, учителей и великих людей… И не только евреи распяли Христа. Христиане, или называвшие себя христианами, в течение долгой истории своими делами распинали Христа, распинали и своим антисемитизмом, распинали своей ненавистью и своими насилиями, своими услугами сильным мира сего, своими изменами и своим искажением Христовой истины во имя своих интересов».
В мае 2010 года в московской Мемориальной синагоге на Поклонной горе состоялось заседание Круглого стола глав еврейских и евангельских христианских общин и организаций. Здесь епископы и пасторы совершили молитву покаяния за исторический антисемитизм Церкви. Так родился Иудейско-Христианский диалог в России.
Его цель – через добрые дела показать еврейскому народу искреннюю к нему любовь христиан и тем самым изменить к лучшему взаимоотношения еврейской и христианской общин нашей страны, чтобы эти дела возбуждали в них ревность по Богу (Послание к Римлянам 11:11).Церковь «Свет миру» старается принимать посильное участие в развитии этого диалога. Регулярно проходят молитвенные собрания за Израильский народ; оказывается помощь еврейским семьям, желающим вернуться на свою историческую родину; организовываются паломнические поездки на территорию государства Израиль; осуществляется уход за еврейскими захоронениями на Князь-Владимирском кладбище в центре нашего города. Мы стараемся помнить о том, что «каждый христианин должен признавать себя в огромном долгу перед еврейским народом. Евангелие – это благая весть о том, что Иисус Христос – обещанный еврейский Мессия» (Уиллоубанкская декларация о христианском Евангелии и еврейском народе).
Благодарение Богу, «В ХХ и XXI веках мы видим, как исполняются Божественные откровения, написанные в Священном Писании Нового и Ветхого Заветов о восстановлении Израиля и возвращении его сыновей и дочерей в землю обетованную, о восстановлении Иерусалима и о расцветшей пустыне. Мы говорим о диалоге не потому, что нам посоветовал кто-то из политиков, а потому что понимаем, что «дикая» маслина была привита к «природной». Сегодня между Израилем и Церковью появилась замечательная возможность говорить о том, что мы соработники на ниве Божьей и можем многое сделать вместе. Благословляющий Израиля будет благословен, а злословящий будет проклят. Ущербность теологии замещения должна быть открыта. Диалог будет показывать величие Бога, величие Христа над всеми учениями, которые когда-то сталкивали Израиль и Церковь, и поможет делать добро для того, чтобы процветал Израиль и процветала Церковь Иисуса Христа». (С.В. Ряховский, Начальствующий епископ РОСХВЕ).